«Роснефть» традиционно поддерживает проекты, направленные на развитие духовных и культурных ценностей. Компания далеко не первый год выступает генеральным спонсором уникальных выставок в главных музеях России, а также стремится познакомить жителей других стран с неповторимым культурным наследием России. О том, как это происходит, мы рассказываем в разделе мультимедийного проекта «Роснефть: музеи».
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ
Компания вносит весомый вклад в социально-экономическое развитие России, поддерживая масштабные проекты, которые возрождают духовные и национальные ценности страны, ее культуру. Уже несколько лет подряд при ее активном участии и финансировании в главном музее страны — Государственном Эрмитаже — проходят великолепные выставки. Они знакомят посетителей с теми пластами искусства, которые были бы недоступны широкой публике без активного участия крупного мецената.

Например, «Роснефть» стала генеральным спонсором выставки «Линия Рафаэля. 1520–2020», которая проходила в Эрмитаже с декабря 2020 по март 2021 года. Выставку также помог организовать крупнейший миноритарный акционер «Роснефти» — нефтяная компания BP.
«Мы рады поддержать этот масштабный проект и продолжить сотрудничество с одним из лучших музеев мира. Я убежден, накопленная веками энергия художников подарит гостям выставки «Линия Рафаэля» радость встречи с подлинным искусством. Благодаря работникам Эрмитажа мы увидим и знаменитые шедевры, и картины, которые не выставлялись прежде», — отметил главный исполнительный директор «НК «Роснефть» Игорь Сечин.
Экспозиция была посвящена итальянскому живописцу и архитектору Рафаэлю Санти, его влиянию на европейское искусство последних 500 лет. В «Линии Рафаэля» были представлены произведения самого итальянского художника и других творцов разных эпох и стилей: Джулио Романо, Пармиджанино, Пуссена, Рубенса, Менгса, Иванова, Венецианова, Энгра, Коро и Пикассо. Все они в той или иной степени считали себя учениками и последователями Рафаэля.
В свою очередь, руководитель Эрмитажа Михаил Пиотровский подчеркнул, что выставка «Линия Рафаэля» — из категории «умных». Она требует размышления над увиденным и рефлексии. Пиотровский поблагодарил «Роснефть», отметив, что компания стала очень важным спонсором выставок Эрмитажа в 2020 году.

Наиболее значимой премьерой выставки стали восемь монументальных фресок, их создали мастера школы Рафаэля по мотивам композиций художника. Впервые в истории Эрмитажа посетители музея смогли понаблюдать за процессом возрождения бесценных произведений, которые в свое время украшали лоджию виллы Стати-Маттеи в Риме. Некоторые фрески восстановлены в большей степени, чем другие. Благодаря этому можно наглядно увидеть основные фазы сложной работы по раскрытию подлинной живописи школы Рафаэля.
На выставку попали более 300 предметов живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства, которые находились в фондах Эрмитажа и 12 собраниях России и Западной Европы.
В конце 2019 года при поддержке «Роснефти» в Эрмитаже открылась постоянная экспозиция «Античная колонизация Северного Причерноморья». На выставке использованы современные мультимедийные технологии и интерактивные композиции с элементами дополненной реальности. Такой подход в корне преображает музейное пространство.

В экспозиции собраны более тысячи экспонатов. Они были найдены в результате научных экспедиций, которые проводили российские археологи в течение двухсот лет. Раскопки проводились в причерноморских культурных центрах: Ольвии, Березани, Херсонесе и Пантикапее.
Ученые нашли уникальный деревянный саркофаг с гипсовыми налепами, алтарь из знаменитого «Святилища Деметры» и надгробия с эпитафиями, которые были захоронены недалеко от современной Керчи. Наиболее ценным экспонатом выставки стала милетская ойнохоя — кувшин для вина, расписанный около 640–630 годов до н. э. Его удалось обнаружить в центральном кургане Темир-гора.

При поддержке компании Эрмитажу удалось реализовать проект по возрождению галереи отдела Античного мира. Уже почти 40 лет галерея, аналогов которой нет в других музеях, была закрыта для посетителей. Компания помогла провести масштабную реставрацию, и галерея вернула свой исторический облик. В ней и разместилась экспозиция «Античная колонизация Северного Причерноморья».


В конце 2018 года «Роснефть» стала главным спонсором выставки «Пьеро делла Франческа. Монарх живописи», которая также проходила в Государственном Эрмитаже. В ней были собраны произведения одного из самых известных итальянских художников XV века. На выставке были размещены 11 картин самого мастера и четыре рукописи из художественных собраний Италии, Испании, Португалии и Великобритании.
искусствоведы считают Пьеро делла Франческа ключевой фигурой итальянского кватроченто — Раннего Возрождения и одним из первооткрывателей законов перспективы. Среди работ мастера уникальная рукопись «О перспективе в живописи», которая является необходимым базисом понимания теории перспективы и сути визуальных иллюзий Ренессанса. В Государственном Эрмитаже во время выставки находилась одна из наиболее знаковых картин художника — «Мадонна Сенигаллия». Выставка закончилась 10 марта 2019 года.
Выставка познакомила российских зрителей с искусством Пьеро делла Франческа: ранее его творения не представлялись в российских музейных собраниях и это была первая выставка художника в России. Большинство ключевых работ делла Франческа находятся в Италии, причем в городах, которые редко посещаются туристами. До этого наследие мастера никогда не было представлено настолько полно и разнообразно в рамках одной выставки.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ им. А. С. ПУШКИНА
«Роснефть» поддерживает и выставки, которые проходят в других крупных российских музеях. В начале декабря 2019 года компания выступила генеральным спонсором выставки работ британского художника Томаса Гейнсборо в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Знатоки искусства почитают Гейнсборо как наиболее яркого и своеобразного представителя своей эпохи, одного из основателей британской школы живописи XVIII века.

Выставка наследия Томаса Гейнсборо уникальна не только художественными качествами самих полотен, но и тем, что в европейских художественных коллекциях сохранилось сравнительно мало работ мастера. В коллекциях российских музеев произведения британских живописцев и вовсе практически отсутствуют. Поэтому посетители выставки получили довольно редкую для россиян возможность открыть для себя грани творчества Томаса Гейнсборо.
В главном здании музея имени А. С. Пушкина при поддержке «Роснефти» были собраны более 100 произведений живописи, графики и архивные материалы.
Экспонаты для выставки предоставили Национальная галерея в Лондоне, Музей Виктории и Альберта, Галерея Тейт, Национальная портретная галерея, которые находятся в столице Великобритании. Также работы художника поступили из Королевской Академии художеств и Национальной галереи в Эдинбурге, Дома-музея Томаса Гейнсборо в Садбери и Художественного музея в Бате.
Компания тесно сотрудничает с музеем. Среди других совместных проектов наиболее значимыми стали выставка Рафаэля «Поэзия образа. Произведения из галереи Уффици и других собраний Италии» и уникальная выставка японских гравюр «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо».
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
Выставку помогли организовать музеи Катара, поскольку мероприятие было приурочено к перекрестному Году культуры Катара и России — 2018. Коллекция Третьяковской галереи показывает особый взгляд на историю русского искусства XX века. В экспозиции были представлены как родоначальники русского авангарда, так и «наследники по прямой» — продолжатели их стиля. Жители Катара смогли увидеть работы Владимира Татлина, Александра Родченко, Михаила Матюшина, Михаила Плаксина, Ивана Клюна, которые стали первопроходцами русского авангарда. Именно они определили развитие этого направления культуры в первые десятилетия XX века.
Также на выставке были размещены работы художников «второй волны» авангарда в России, которые творили в 60–80-х годах XX столетия, однако их работы были признаны обществом только в середине 1980-х годов. Среди таких авторов Франсиско Инфанте-Арана, Вячеслав Колейчук, Римма Заневская-Сапгир, Юрий Злотников, Борис Турецкий, Эдуард Штейнберг, Михаил Рогинский и другие.
Также в конце 2018 года в столице Катара, городе Доха открылась выставка коллекции картин Государственной Третьяковской галереи «Русский авангард: пионеры и «наследники по прямой». Генеральным спонсором мероприятия стала компания «Роснефть».
На выставке размещались живопись и графика, арт-объекты и фотографии мастеров авангарда и их наследников. Кроме этого, зрители наблюдали реконструкции знаковых работ, которые предоставили Музейно-выставочное объединение «РОСИЗО», «Фонд Александра Родченко и Варвары Степановой» и Дмитрий Димаков. В итоге посетители выставки смогли насладиться 81 работой мастеров русского авангарда.
Компания традиционно вносит весомый вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, осуществляя поддержку масштабных проектов, направленных на возрождение духовных и национальных ценностей страны, развитие науки, культуры, промышленности, образования и спорта. «Роснефть» возрождает и развивает традиции партнерства бизнеса и культурного сообщества.
«Роснефть» активно поддерживает значимые проекты и события в российской культурной жизни. Компания оказывает спонсорскую помощь Филармонии имени Д. Д. Шостаковича, Санкт-Петербургскому государственному академическому театру балета Бориса Эйфмана, хору Сретенского монастыря и другим музыкальным коллективам. Об этом читайте в следующем разделе нашего мультимедиапроекта — «Высокое искусство».
смотрите следующие разделы: